вторник, 25 января 2011 г.

Вперед в прошлое: обзор Norton Commando 961

Мотоцикла, подобного Norton Commando 961, я ждал давно. Просто для того, чтобы увериться в мысли, что и в наше время есть место для «честных» байков, которые здорово ездят и при этом запросто обходятся без кучи электронных «приблуд».


Количество электронных помощников, всяческих ABS, трекшн-контролей и многорежимных карт управления двигателем с каждой новой моделью мотоцикла становится больше. Безусловно, в некоторой степени это повышает безопасность езды на байке, но это, пожалуй, не та черта, за которую миллионы людей любят мотоциклы. В попытках вернуть байкам характер, а езду на их вновь превратить в акт бунтарства, поклонники двухколесных машин все чаще ищут вдохновения в мотоциклах прошлого.


Птица Феникс
Одним из таких чудаков-энтузиастов является британский бизнесмен Стюарт Гарнер, который вывел в 2008 году из забвения без преувеличения один из самых легендарных брендов, британский Norton. Эта компания была основана в 1898 году и вплоть до 70-х годов двадцатого века слыла производителем мощных, харизматичных мотоциклов. Norton Commando появился в производственной программе фирмы в 1969 году, и за 10-ть лет на конвейере превратился в настоящую икону. Несмотря на то, что недостатка в конкурентах никогда не было, и Triumph, и BSA не могли сравниться с Commando ни по мощности, ни по управляемости. Потом было нашествие японцев 70-х, метания в сторону роторно-поршневых двигателей и несколько банкротств…
Тем не менее, и в новом тысячелетии память о Norton Commando бередит души фанатов, поэтому именно эта модель стала флагманом возрожденного бренда.

Два в ряд
В свое время анонсы вновь возрожденного мотоцикла порядком поднадоели посетителям салонов и выставок. На фоне развивающего кризиса, финансовых трудностей других «возрожденцев» Moto Morini, многие сомневались в успехе задумки Стюарта Гарнера. Тем не менее, все получилось. Вот он, Commando 961.
С самого начала в планах Стюарта было как можно достовернее передать дух 70-х в облике мотоцикла. Чистые линии, монументальный двигатель, никакой вычурной мишуры – именно в этом направлении работал дизайнер проекта Commando Саймон Скиннер, набивший руку на ретро-моделях Triumph. В результате мотоцикл получился удивительно целостным по восприятию. Пожалуй, он даже посимпатичнее, чем модели серии Sportclassic от Ducati, не говоря уже о современных классиках Triumph.
Взгляд скользит по плавным очертаниям бака, хвостового обтекателя и невольно цепляется за двигатель. Двухцилиндровый рядный силовой агрегат выглядит пришельцем из прошлого. И дело тут не столько в монументальной форме, сколько в конструкции. Здесь, к примеру, есть такой архаизм, как привод клапанов толкателями. Система смазки с сухим картером также может считаться классикой британского мото-строения, причем маслобак размещен в верхнем сегменте рамы. Простое и элегантное инженерное решение. Кстати, если уж мы заговорили о раме, то здесь также все скроено по классическим канонам: дуплексная схема, стальные трубы. Сдвоенные амортизаторы в задней подвеске – также дань былым временам, но вот сами амортики и вилка-телескоп самые что ни на есть современные. Кстати, элементы подвесок, да еще тормозные механизмы – немногие компоненты, произведенные за пределами британских островов. Так авторство вилки и амортизаторов принадлежит шведской Ohlins, а за тормоза отвечали парни из Brembo.
Несмотря на то, что сдвоенные амортизаторы – удел двухколесной классики, причем исключительно по эстетическим соображениям, управляемость Commando заслужила самые лестные отзывы испытателей. Менеджер по продажам Norton в Великобритании, Крис Уокер, по совместительству является экс-пилотом Британского чемпионата Superbike. На новом Commando Крис успел поучаствовать в гонке Thundersprint  и произвел фурор. Байк не только хорошо управляется, но и плавно, мощно ускоряется благодаря сочному крутящему моменту, который выдает двигатель объемом 961 см3.  90 ньютон-метров достигаются при «тракторных» оборотах - 5200 об/мин! Мощность – всего 80 л.с., но этого вполне достаточно для наслаждения скоростью за 200 км/ч.
Икона стиля
Norton Commando 961 – мотоцикл с характером. Выглядит мужественно, отлично управляется, но не идет на поводу у пилота с первых секунд. Он требует укрощения, и если вам удастся договориться с ним, то вы получите один из самых харизматичных мотоциклов в мире, причем сможете выбрать оду из трех модификаций:   базовый Commando SE, стильный Commando Café Racer или задиристый Sport. Естественно, за это придется заплатить. Примерно 14 000 фунтов. Но это один из немногих случаев, когда игра по-настоящему стоит свеч.