воскресенье, 20 мая 2012 г.

Сказка длиною три дня






Аппетит приходит во время еды: чуть меньше года назад мне выдался шанс заглянуть за кулисы кухни мирового Superbike и поделиться этими интересностями с вами. Мечта попасть на MotoGP сбылась куда быстрее, чем я думал, так что предлагаю вам свои непутевые заметки о 3-м этапе в португальском Эшториле


После шести часов скучания в самых причудливых позах на борту “небесного тихохода” реальность закружилась с необычайной скоростью. Каким-то необычайным чудом ребята из “Хонда Украина” смогли организовать для меня блиц-интервью с Кейси Стоунером и Дани Педросой, поэтому, едва ступив на португальскую землю, мне довелось решать нетривиальную задачу: преодолеть более 30-ти км от лиссабонского аэрорта до гоночнго трека в Эшториле за 40 с хвостиком минут... 


Если вы когда-нибудь ездили на такси за границей, то понимаете, что, учитывая законопослушность водителей в общем и таксистов в частности, затея это почти утопическая. Но это был явно мой день, и судьба в качестве спасителя подкинула мне жгучего португальского мачо на бывалом дизельном Мерсе Е-класса. Посмотрев на это “ведро” я было совсем приуныл. Как оказалось зря: слегка удивившись экзотическому месту назначения он задал только один вопрос: How fast? Я не стал миндальничать и честно сказал - гони, брат. Это был, пожалуй, первый раз на моей памяти, когда таксист “жарил” 170 км/ч, распугивая соседей по трафику эпилептическими вспышками фар дальнего света. Несмотря на сомнительную законность такой езды, я был на треке в Эшториле ровно за 10 минут до интервью, слегка взмыленный, но безмерно счастливый:-) Интервью с Дани и Кейси вы сможете прочитать позже, скажу только, что ребята оказались приятны в общении и чрезвычайно профессиональны: общение происходило сразу после пятничной практики и оба были мягко говоря уставшие, но все ж таки общение с писакой из далекой Украины состоялось и прошло более чем успешно.


Допросив по-скорому действующего чемпиона мира и его напарника, собрался было возвращаться в Лиссабон, но не смог удержаться от прогулки по паддоку. Первое впечатление - все очень похоже на Superbike. Но только на первый взгляд. Проходя по бесконечному ряду командых грузовиков, понимаешь, что здесь у команд потребности, бюджеты и амбиции совершенно другого порядка. Далеко за примером ходить не нужно: у той же заводской Repsol Honda есть персональные передвижные моторхоумы для бригад каждого из пилотов, есть пара грузовиков HRC, в которых хватит запчастей, чтобы собрать байк MotoGP с нуля за одну ночь. В конце концов есть отдельные гостевые зоны Repsol и HRC, где пресса, гости и высокопоставленные чины команды могут общаться и следить за гонкой с максимальным комфортом... Естественно, с не меньшим размахом выступают заклятые “коллеги” из Yamaha и Ducati. Да что там, даже команды-сателлиты, такие как Tech3 или Cardion AB, обладают мощнейшей выездной инфраструктурой: все-таки статус серии обязывает. Дальше идут моторхоумы поскромнее: это команды Мото2, а сразу за ними начинается ряд огромных шатров, где размещаются участники младшей серии Мото3, а также небогатые команды Мото2. Маленький приятный бонус - мимо меня пронесся на скутере Вале Росси:-)




Если вы думаете, что гонка MotoGP начинается в воскресенье, то вы ошибаетесь. На самом деле “весело” становится уже в субботу: с самого утра трибуны заполнены преданными болельщиками, которые с радостью смотрят не только квалификацию всех трех классов, но и утренний warm-up. Надо сказать, что накануне в пятницу погода в Эшториле интриговала команды во всю: температура около +17, недружелюбные тучи и морось на трассе. Пока трек был влажным, балом правил Хорхе Лоренцо, довольно прилично выглядели “страдальцы” Ducati. Но к вечеру сильный ветер высушил трассу, и Стоунер взял свое. Педроса, ставший 4-м, разбавил компот из 4-х Yamaha. 


Так вот, в субботу стало заметно теплее, и Хорхе Лоренцо на полном серьезе вознамерился взять пятый подряд поул в Эшториле. Однако планам испанца не суждено было сбыться и косвенным виновником этого безобразия стал Ренди де Пюнье. На одном из быстрых кругов француз поймал лоу-сайд, при этом его байк “догнал” мотоцкл Колина Эдвардса, который “ехал, никого не трогал” и вообще вежливо пропускал де Пюнье. Итог - перелом ключицы у Техасского Торнадо, красные флаги и остановленная квалификационная сессия. После возобновления заездов удача отвернулась от Лоренцо - на первые роли вышли Стоунер и Педроса, которые систематически штамповали лучшие времена. 


В итоге первым с разницей в ничтожные 0,1 секунды стал Кейси, за ним - Педроса. В очередной раз классно отжег Кэл Кратчлоу, замкнувший первый ряд. Пока Кейси и Дани наматывали круги по треку, мне удалось на минутку заглянуть в святая святых Repsol Honda - боксы команды. Несмотря на то, что прошлогодние настройки 800-ки по понятным причинам были полностью неприменимы, похоже, байк настолько удачен, что даже базовые настройки, найденные во время зимних тестов, позволили довольно быстро добиться впечатляющей скорости обоим пилотам Honda. 


Наверное, именно поэтому в довольно тесных боксах команды царила позитивная сосредоточенность, без лишней суеты и нервозности. Разочарование суббота принесла Бену Спису, который был лишь пятым, ну и сладкая парочка Ducati: несмотря на то, что Росси впервые в сезоне квалифицировался выше напарника, 9-10-е места явно не те результаты, которых ждут от звездной команды не только фанаты, но и сами пилоты.

Час Ч
Воскресенье - это начало большого представления и, как театр начинается с вешалки, так любой гран-при начинается с огромных паркингов, на которых уже к 9-ти утра негде упасть яблоку. Надо сказать что каких-то особых мотоциклетных предпочтений у португальцев нет: все марки представлены примерно в равных пропорциях, есть и “японцы”, и “итальянцы”, и “немцы” с “англичанами”. Отмечу, правда, что на каждом углу встречаются скутеры Honda PCX - вот уж точно народная “табуретка”. В остальном португальский мотопарк - отличный винегрет!

Прежде чем зайти на территорию автодрома, грех не пробежаться по базарчику, где можно купить фирменную одежду и аксессуары не только признанных лидеров Honda, Yamaha и Ducati, но и частных команд вроде Tech3, LCR Honda и прочих. После променада по базарчику у меня каким-то чудом осталось немного тугриков на обратную дорогу:-) Что ж, отлично, скоро заезд MotoGP, можно и на трибуны. Представители прессы могут смотреть гонку в пресс-центре, где на добром десятке экранов во всех подробностях показывают не только ход заездов, но и тайминг в режиме реального времени. Но я решил, что преодолел столько тысяч километров не для того, чтобы наблюдать за гонкой по телеку, и отправился на трибуну в первом повороте, попасть на которую можно только из паддока. 


Пройдя безумный ряд командных грузовиков, который заканчивается большими домами на колесах, в которых отдыхаю пилоты, я потерял дар речи. Только выйдя на открытое пространство осознаешь, в каком безумно красивом месте расположен трек: вокруг высоченные холмы, покрытые изумрудным лесом, как будто игрушечные домики близлежащих вилл (их жители, должно быть, фанаты гонок, ибо звук ГП-шных байков слышно на многие километры вокруг). 


Заняв местечко “потеплее” заметил, что многие зрители ползуются берушами. Всего через 5 минут стало понятно, почему... Старт мотоциклов MotoGP - это песнь иерихонских труб. Даже за пределами трека разговаривать в этот момент невозможно, собеседники попросту не слышат друг друга. Что уж говорить о нас, стоящих в первом повороте на расстоянии ничтожных ста метров от полотна трека!


Старт гонки взял реактивный Педроса, который первым подлетел к правому повороту, но Кейси Стоунер был на более выгоной траектории, поэтому вышел чуть шире и с мощным ускорением. “Открывшийся” было Педроса на долю секунды потерял заднее колесо и этой ошибки с головой хватило для того, чтобы испанца опередил не только напарник по команде, но и Хорхе Лоренцо, для которого это стало приятным сюрпризом. По сути на этом борьба в верхушке пелотона закончилась: Honda Стоунера к концу первого круга оторвалась уже на одну секунду, а Хорхе и Дани, сделав было попытку навязать австралийцу борьбу, так и провели всю гонку в рамках одной секунды от лидера без особых шансов на другой исход. 


Гораздо более интересные события происходили за их спинами, где очередной междусобойчик устроили парни из Yamaha Tech3. В ходе предыдущих гонок Кратчлоу оказывался неизменно быстрее своего куда более опытного напарника, успевшего погонять в составе заводской команды Repsol Honda. Но, похоже, Дови уже окончательно освоился с Yamaha M1 и на 5-м круге прошел Кэла, завершив в итоге гонку на отличном 4-м месте. 


Куда хуже дела шли у напарника Хорхе Лоренцо Бена Списа. Уже третья гонка подряд проходит, прямо скажем, из рук вон плохо.С пятого места на старте он провалился на девятое и смог отыграть только одну позицию. Восьмое место - лучший результат техасца в этом году, что правда это не прибавляет оптимизма ни команде Списа, ни многочисленным поклонникам, которые размели именную атрибутику еще сутра. Лучшим из сателлитов Honda стал Альваро Баутиста, финишировавший 6-м. Сразу за ним - Росси, который на этот раз попробовал использовать элементы настройки Ники Хейдена и показал лучший в этом сезоне результат. Что касается самого №69, то Ники всю гонку преследовали проблемы с электроникой, так что только 11-я позиция...


Что сказать, гонка завершилась как-то очень уж быстро и, когда казалось, что еще пара кругов и Лоренцо выйдет на линию атаки, гонка завершилась а пилоты проехали еще кружок, благодаря многочисленных фанатов за поддержку. 


Несмотря на героическое сопротивление Лоренцо, сейчас Стоунер и его литровая Honda выглядят наиболее вероятными претендентами на титул и в этом году. Победа в Эшториле не потребовала от Кейси экстраординарных усилий, и в придачу помогла ему побить рекорд Мика Дуэна: теперь на счету австралийца 18 подиумных финишей подряд! Дани Педроса тоже отпраздновал маленький юбилей - количество его стартов в МоtoGP перевалило за сотню. Следующий визит - в Ле Ман, который любит порадовать зрителей и пилотов проливным дождем, так что интрига в чемпионате еще может закрутиться с новой силой.


Что же до MotoGP своими глазами, то я рекомендую всем поклонникам мотогонок хотя бы раз в жизни окунуться в эту атмосферу. Конечно, телевидение дает полную картину происходящего, но ничто не заменит дух, аромат и зрелище по-настоящему больших Гонок!



2 комментария:

  1. Отличный отчёт!
    Спасибо, почитал с удовольствием!

    ОтветитьУдалить
  2. Не за что:-) Конечно, немного сумбурно, но все дни настолько насыщены, что по-другому не получается)

    ОтветитьУдалить